Презентации

  • 11. Ценологический принцип самоорганизации материи в интерпретации единства мира и порядка в нём: Бог не играет в кости. Р.В. Гурина, К.А. Глазов. Презентация к докладу на конференции в Московском энергетическом институте (МЭИ), 2019 г. (Скачать)
  • 10. Космологические модели вселенной в рамках общей теории относительности . Р.В. Гурина. Презентация для абитуриентов УлГУ, 2015 г. (Скачать)
  • 9. Самоорганизация астрофизических объектов в системы с гиперболическим ранговым распределением. С.А. Васильев. Презентация к докладу в УлГУ, 2017 г. (Скачать)
  • 8. Ранговый анализ астрофизических систем и оценка их разнообразия. Р.В. Гурина, М.В. Дятлова Презентация к докладу на конференции в Московском энергетическом институте (МЭИ), 2012 г. (Скачать)
  • 7. Астрономическиe и физическиe ценозы и оценка их разнообразия. Р.В. Гурина, М.В. Дятлова, Р.А. Хайбуллов. Презентация к докладу на конференции в Московском энергетическом институте (МЭИ), 2010 г. (Скачать)
  • 6. Ранговый анализ космических систем. Р.А. Хайбуллов. Презентация на конференции в Главной астрономической обсерватории в Пулково, 2009 г. (Скачать)
  • 5. Применение закона рангового распределения к объектам солнечной системы. М.В. Учайкин. Презентация к докладу на конференции в Главной астрономической обсерватории в Пулково, 2009 г. (Скачать)
  • 4. Ценологические исследования в системе образования. Р.В Гурина, Р.А. Хайбуллов. Презентация докладу на конференции в Московском энергетическом институте, 2009. (Скачать)
  • 3. Конструирование фреймовых схем-опор. Р.В. Гурина, Е.Е. Соколова. Презентация к докладу на конференции в МПГУ, 2010. (Скачать)
  • 2. Развитие творческого мышления учащихся физико-математических классов в свете фреймового подхода. Р.В. Гурина. Презентация к докладу на конференции в МПГУ, 2007. (Скачать)
  • 1. Оценка творчества учащихся физико-математических классов. Р.В. Гурина. Презентация докладу на конференции в Ульяновском государственном университете, 2008 г. (Скачать)

Книги

Гурина Р.В., Евсеев Д.А.
Ранговый анализ, или ценологический подход, в методологии
прикладных исследований
: [моногр.] / Р. В. Гурина, Д. А. Евсеев. –
Ульяновск : УлГУ, 2018. – 287 с.

ISBN 978-5-88866-748-4

В монографии рассматриваются возможности использования в методологии научных исследований гиперболического закона рангового распределения на примере результатов исследований в естественно-научной (астрофизика) и гуманитарной (педагогика) областях знаний. Показана применимость ценологического подхода для изучения астрофизических систем на разных уровнях самоорганизации и возможностей прогнозирования их состояния. Выявлены закономерности функционирования образовательных систем и указаны пути их оптимизации с помощью рангового анализа, а также показано его использование для оценки и контроля качества обучения в общеобразовательных учреждениях.
Основная часть материалов, приведенных в монографии, является результатом оригинальных исследований авторов. Главы 1-4, 6 написаны Р. В. Гуриной, глава 5 – Р. В. Гуриной в соавторстве с Д. А. Евсеевым.
Монография предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей, студентов вузов и учреждений СПО, а также может быть интересна учителям и педагогам дополнительного образования.





Гурина Р.В., Соколова Е.Е.
Г 95     Фреймовое представление знаний при обучении. Монография. М:   
Народное образование; НИИ школьных технологий , 2005. 176с.

ISBN 5-89922-019-
В монографии рассматриваются  возможности использования в образовательном процессе фреймового способа представления знаний, приводящего к существенной интенсификации учебного процесса.
В первой и четвёртой главах монографии, написанных Соколовой Е.Е., излагается теория фреймов, теоретико-методологические основы фреймового представления знаний, использование фреймов при изучении иностранного языка студентами филологических и лингвистических специальностей.
Введение, заключение, а также вторая и третья главы написаны Р.В.  Гуриной. Главы посвящены  использованию фреймов в педагогике как средству интенсификации учебного процесса. Приведённый в третьей главе материал практического использования метода фреймовых опор при обучении физике  изложен на основе  обобщения  личного  многолетнего педагогического  опыта Гуриной Р.В. в работе со студентами, учащимися физико-математических классов, иностранными слушателями вузов.
Реализация фреймового подхода в образовательном процессе позволяет существенно повысить качество и скорость обучения учащихся.
Пособие    предназначено  преподавателям вузов, средних специальных учебных заведений,  общеобразовательных школ, а также может быть интересно педагогам и руководителям учреждений дополнительного образования детей, студентам педагогических специальностей вузов.


Ф86. Фреймовые опоры. Методическое пособие. /Р.В. Гурина, Е.Е. Соколова, О.А. Литвинко, А.М. Тарасевич, С.И. Фёдорова, А.Д. Уадилова / Под ред. Р.В. Гуриной.  М: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2007. 96 с.
ISBN 978-5-91447-001-9


В методическом пособии рассматриваются  возможности использования в образовательном процессе фреймового способа представления знаний, приводящего к существенной интенсификации учебного процесса.
Коллективом авторов  обобщен  многолетний педагогический  опыт конструирования и использования  фреймовых опор в работе со школьниками общеобразовательных и профильных классов и со студентами в различных областях знаний (физика, математика, английский язык, русский язык как неродной, история). Введение написано Р.В. Гуриной,  заключение – Е.Е. Соколовой. Основное содержание разделов представлено в виде отдельных статей, в которых каждый автор излагает свой личный опыт и специфику использования фреймов в своей области знания.
Реализация фреймового подхода в образовательном процессе позволяет существенно повысить качество и скорость обучения учащихся.
Пособие предназначено учителям общеобразовательных школ,  преподавателям вузов, средних специальных учебных заведений,  а также может быть интересно педагогам и руководителям учреждений дополнительного образования детей, студентам педагогических специальностей вузов.

 


Авторы:
Гурина Р.В., канд. пед. наук, доцент (введение, раздел I, заключение);
Ларина Т.В. (раздел II)


Т   Т 33     Теоретические основы и реализация фреймового подхода в обучении : моногр. : в 2 ч. Ч. II. Естественнонаучная область знаний: физика, астрономия, математика / Р.В. Гурина, Т.В. Ларина; под ред.
Р.В. Гуриной. – Ульяновск : УлГУ, 2008. – 264 с.
ISBN 978-5-88866-323-3
В монографии рассматриваются возможности использования в процессе обучения фреймового способа представления знаний, приводящего к существенной интенсификации учебного процесса.
Монография посвящена использованию фреймов в методике обучения физике, астрономии, математике как средству интенсификации учебного процесса и средству формирования системного мышления учащихся. Приведённый в монографии материал практического использования метода фреймовых опор при обучении физике изложен на основе обобщения личного многолетнего педагогического опыта Гуриной Р.В. в работе со студентами, учащимися физико-математических классов, иностранными слушателями вузов. Реализация фреймового подхода в образовательном процессе позволяет существенно повысить качество и скорость обучения учащихся.
Предназначена для преподавателей вузов, средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, а также педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей, студентов педагогических специальностей вузов.

 


Гурина Р.В.
Г95  Начальная профессиональная подготовка учащихся в профильных физико-математических классах. Моногр.. Ульяновск.:: УлГУ, 2004. -291с.
ISBN 5-888-177-5

В монографии рассматривается начальная  профессиональная подготовка будущих специалистов естественнонаучного профиля в профильноых физико-математических классах. Изложены особенности, содержание, направления, формы, методы начальной профессиональной подготовки. Рассмотрены особенности профессионально направленного воспитательного процесса в профильных физико-математических классах, реализация которых позволяет существенно повысить качество обучения учащихся. Излагаются методы диагностики эффективности начальной профессиональной подготовки а также педагогические условия её успешной реализации.     
Значительная часть приведённого в монографии материала основана  на обобщении  личного  десятилетнего опыта  автора как  классного руководителя     и преподавателя физики профильного физико-математического класса УлГУ при школе №40 г. Ульяновска, все выпускники которого (100%) поступили в вузы, в том числе ведущие вузы страны (МГУ, МФТИ, МЭИ и др.).   
Монография   предназначена  для научных работников, аспирантов, преподавателей, студентов педагогических специальностей вузов, а также для  руководителей и педагогов средних общеобразовательных школ и учреждений, классных руководителей, учителей физики и математики профильных физико-математических классов.

 


Г 95      Р.В. Гурина. Профессионально ориентированное воспитание учащихся   профильных физико-математических классов. Учебно-методическое пособие для учителей физики. Ульяновск: УлГУ, 2003. 243с.

В пособии рассматривается воспитательный процесс в физико-математическом классе, как важная составляющая начальной  профессиональной подготовки будущих специалистов естественнонаучного профиля, изложены принципы и компоненты содержания профессионально направленного воспитательного процесса. Рассмотрены урочные и внеурочные формы  профессионально ориентированного воспитатания  учащихся. Реализация указанных форм воспитательного процесса позволяет существенно повысить качество обучения,  формирует систему убеждений и комплекс общечеловеческих, гражданских и профессиональных качеств  личности.     Рассмотрены также организационно-педагогические, управленческие и дидактические условия эффективной реализации профессионально ориентированного воспитания в физико-математических  классах.
Учебное пособие предназначено в первую очередь учителям физики профильных физико-математических классов, а также педагогам и руководителям средних общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей.

Р.В. Гурина.
Г 95      Классный руководитель физико-математического класса: направления, методы и формы деятельности. Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2004. 96с.
ISBN 5-88866-178-3


В пособии рассматривается воспитательный процесс в физико-матема¬тическом классе как важная составляющая начальной  профессиональной под¬готовки будущих специалистов естественнонаучного профиля, изложены направления, формы, методы профессионально направленного воспитательного процесса. Приведённый в пособии материал публикуется на основе  обобщения  личного  десятилетнего опыта  автора как  классного руководителя     профильного физико-математического класса УлГУ при школе №40 г. Ульяновска, все выпускники которого (100%) поступили в вузы, в том числе ведущие вузы страны (МГУ, МФТИ, МЭИ и др.)   
Пособие    предназначено  классным руководителям, учителям физики и математики профильных физико-математических классов для практического использования, а также может быть интересно педагогам и руководителям средних общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей, студентам педагогических специальностей вузов.

 


Гурина Р.В.
Г 95       Концепция подготовки учащихся профильных физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики: Монография. – М.: Дополнительное образование и воспитание; Витязь-М. 2006. – 208 с.
ISBN 5-98895-006-Х


В монографии рассматриваются концептуальные основы подготовки учащихся профильных физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики, являющейся начальной профессиональной подготовкой – первой ступенью системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов-физиков.
Изложены модели образовательного и профессионально ориентированного воспитательного процессов начальной профессиональной подготовки учащихся профильных физико-математических классов; методы диагностики эффективности начальной профессиональной подготовки а также механизмы её успешной реализации.
Значительная часть приведённого в монографии материала основана  на обобщении личного многолетнего опыта автора как классного руководителя и преподавателя физики профильного физико-математического класса.
Монография предназначена для научных работников, аспирантов, преподавателей, студентов педагогических специальностей вузов, а также для руководителей и педагогов средних общеобразовательных школ и учреждений, классных руководителей, учителей физики и математики профильных физико-математических классов.

 


Гурина Р.В.
Г95  Подготовка учащихся физико-математических классов к будущей профессиональной деятельности в области физики / Р.В. Гурина. – Ульяновск : ЗАО «МДЦ» , 2009. – 394 с.
ISBN 978-5-904231405-7

В монографии рассматриваются подготовка к профессиональной деятельности в области физики учащихся физико-математических классов как начальная профессиональная подготовка будущих специалистов-физиков. Такая подготовка социально востребована 40% учащихся 10-х физико-математических классов, у которых сформировались профессиональные планы в отношении физико-технических/физических специальностей. Важность изложенных в монографии результатов заключается в том, что разработанные концепция, модель, методика и диагностика такой подготовки позволяют её  использование  в массовой практике – в  общеобразовательных школах,  лицеях,   гимназиях  в рамках профильного обучения, а также в физико-математических классах  при физических/физико-технических факультетах вузов.
Монография предназначена для научных работников, аспирантов, докторантов, преподавателей вузов, средних специальных учебных заведений,  педагогов и руководителей средних общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, студентов педагогических специальностей вузов.

ББК74.265.1+74.04 (2)7
УДК 373.6.:370.1

 


Т35  Тесты по физике. Пособие для учащихся профильных физико-математических классов и поступающих в вузы. Ульяновск: УлГУ, 2006. -  137с.
ISBN 5-88866-243-7


В пособии представлены тесты, составленные на основе конкурсных задач для поступающих в УлГУ и другие вузы, известных задачников по физике А.П и П.А., Рымкевичей,  Н.И. Гольдфарба и др., а также ряда авторских задач.
Особенностями пособия является то, что оно содержит тестовые задачи повышенного уровня сложности, распределенные по разделам физики: механика, молекулярная физика и т.д., а также итоговые тесты на повторение. Кроме того, пособие содержит 3 теста по астрономии и космологии (70 вопросов и задач) и приложение, в которое входит викторина по физике и  физические кроссворды.
Пособие предназначено для учащихся профильных физико-математических классов, абитуриентов, слушателей подготовительных и заочных курсов.  Пособие может быть использовано педагогами и руководителями средних общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, студентами педагогических вузов.

 


Гурина. Р.В.
Г95      Учебно-исследовательский эксперимент по физике с компьютерной обработкой результатов: лабораторный практикум. Методические рекомендации для учителей физики профильных физико-математических классов. –Ульяновск:  2007.– 48 с.


В методических рекомендациях рассматривается инновационный опыт применения компьютера на занятиях физического практикума в профильном физико-математическом классе с углубленным изучением физики  МОУ «Лицей физики, математики и информатики №40» при  Ульяновском государственном университете.
Переход к профильному образованию на старшей ступени обусловливает повышение требований к содержанию, уровню и качеству образования. Применение компьютера на занятиях  физического практикума для аппроксимации исследуемых физических законов (закономерностей), для расчета погрешности измерений позволяет перевести лабораторные работы на достаточно высокий уровень без дополнительных затрат на оборудование и постановку новых работ, отвечающим требованиям профилизации. При этом лабораторная работа предстаёт  в виде маленького, но  логически завершенного экспериментального исследования, в котором присутствуют все компоненты исследовательской работы: от постановки задачи до анализа результатов с указанием степени их достоверности. Включение в лабораторные работы заданий по аппроксимации графиков позволяет проводить уровневую дифференциацию  при проведении занятий, поручая  эти задания  только сильным ученикам.
Пособие    предназначено  учителям школ, работающих в физико-математических классах, студентам педвузов, преподавателям средних профессиональных образовательных учреждений технического профиля.

 


Р.В. Гурина
Г 95     Ранговый анализ педагогических систем. Методические рекомендации для работников образования. Вып. 32. «Ценологические исследования» - М.: Технетика, 2006. -40 с.


Рассматриваются  возможности использования в образовательном процессе закона рангового распределения. Ранговый анализ представляет по сути новое научное фундаментальное направление, интенсивно  разрабатывается в технике и приносит большие практические результаты, так как позволяет прогнозировать развитие техноценозов (техноценологический подход).  
В методических рекоменлациях представлена  попытка  описать закономерности поведения образовательных  систем с помощью ценологической  теории. В работе доказывается применимость закона рангового распределения для педагогических систем, а также указаны пути их оптимизации.  Рассмотрена возможность использования рангового анализа в технологии оценки и контроля качества образования в общеобразовательных учреждениях.
Пособие    предназначено  преподавателям вузов, средних специальных учебных заведений,  общеобразовательных школ, а также может быть интересно любым работникам образования: педагогам и руководителям учреждений, студентам педагогических специальностей вузов.

Редактор серии «Ценологические исследования» - проф. Б.И. Кудрин
ISBN 5-902926-04-01

 


Гурина Р.В. , Червон С.В.  Введение в теорию гравитации и космологию. Учебное пособие по астрономии и космологии. Ульяновск.: УлГУ, 1998 г., 94 с., ил.

Учебное пособие предназначено для учителей астрономии средних школ, учащихся специализированных физико-математических классов с углубленным изучением физики и астрономии
В пособии излагаются современные представления о строении и эволюции Вселенной, слаьо освещённые в школьном курсе астрономии.
Главы 1 - 3 написаны Гуриной Р.В., 4 глава – Червоном С.В.
Пособие может быть использовано учителем астрономии в качестве дополнения к школьному учебнику астрономии, а также как основа для факультативного курса астрономии и космологии в средних школах и всеми любителями астрономии для самообразования

Работа выполнена в ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет
на кафедре физических методов в прикладных исследованиях инженерно-физического факультета высоких технологий

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Пурышева Наталия Сергеевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Овакимян Юрий Оганесович                                                      

доктор педагогических наук, доцент
Шомполов Игорь Григорьевич

доктор физико-математических наук,               
профессор Банная Вера Фёдоровна

Ведущая организация: Уральский государственный педагогический
университет

Защита состоится “   16 ”   июня    2008 г. в  15 часов на заседании диссертационного совета Д212.154.05 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская, д. 29, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д.1.

 

 
При использовании материалов ссылки обязательны.
Все права защищены © Гурина Р.В., 2011.
E-mail: gurinarv@yandex.ru